Так называемые литий-железо-фосфатные аккумуляторные батареи многие эксперты относят к устаревшим технологиям. Их давно обогнали литий-ионные аккумуляторные батарейки как по характеристикам, так и по энергоэффективности. Однако некоторые крупные производители электрокаров и других гаджетов стали обращать все больше внимания именно на данный тип мобильных источников питания. К примеру, компания Tesla всерьез рассматривает возможный вариант перехода с li-ion аккумуляторных батарей на LFP (в переводе с англ. "литий-железо-фосфатные") энергоисточники.
Основные причины, почему литиевые аккумуляторные батареи LFP становятся снова востребованными:
· В них не содержится кобальт — вредный материал, который относится к редкоземельным и трудно добываемым.
· Аккумуляторные батарейки литий-железо-фосфатного вида, благодаря особенностям своего состава, отличаются гораздо более доступной стоимостью по сравнению с литий-ионными аккумуляторными батареями. Для примера: содержащийся в составе li-ion батарей кобальт, к 2040 году подорожает в 4-5 раз, согласно прогнозам аналитиков. В случае с электрокарами, для производства которых необходимы все большие объемы таких батарей, итоговая стоимость автомобилей может побить исторические максимумы в несколько раз. Вот почему производители уже сегодня стараются решить проблему, стремясь заменить дорогостоящие составляющие конструкции максимально экономичными.
· Такие аккумуляторные батарейки служат дольше, чем батареи li-ion.
· В случае аварии LFP имеют меньший диапазон теплового выброса, что крайне важно в случае их эксплуатации в электромобилях. При этом такой блок требует при установке в электрокар значимо меньшего объема системы охлаждения и защитных элементов для корпуса.
На сегодняшний день аккумуляторные батареи литий-железо-фосфатного типа в основном задействуются для небольших устройств с низким энергопотреблением: домашние системы для резервного питания, тележки для гольфа и иная малогабаритная аппаратура. Дело в том, что рабочее сырье на базе железа, которое используется в таких батареях, отличается более низким уровнем плотности энергии при большем весе устройства — в сравнении с их более популярными литий-ионными аналогами.
Однако в ближайшем будущем ситуация массового применения может кардинально измениться. Уже сейчас множество электробусов в Поднебесной активно ездят именно на LFP аккумуляторных батареях. В то же время, Тесла уже представила свою модель 3s на базе литий-железо-фосфатных аккумуляторных батарей, которая стоит почти на 10 тысяч долларов дешевле предыдущих серий как раз благодаря LFP технологии. А вскоре концерн планирует представить еще несколько обновленных моделей. И возможно, многие другие крупнейшие бренды последуют этому примеру.